ОЖИВШАЯ ЛЕГЕНДА

Меня всегда тянуло к общению с простыми людьми. Это свойственно каждому человеку. Но моим дедам Захару Петровичу Костеничу и Захару Григорьевичу Саковичу это особенно было присуще. Все в округе у них были знакомые, со всеми они общались, угощали медком, дружили, сотрудничали, а порой и ссорились. Видимо от дедов, прадедов и у меня привычка быстро сходиться с людьми. Мне интересно общаться с человеком любого возраста и сословия. Видимо поэтому я не получил "клички" в Велятичах, где у всех есть "клички". Часто назовёшь фамилию, имя, отчество и даже адрес, но односельчане пожимают плечами: "Такого не знаем, не слышали, не встречали!" Но, когда, извинившись, - называешь "кличку": сразу найдут, вспомнят, покажут, расскажут весь жизненный путь человека.

А я приехал в Велятичи - Костеничем и, наверное, увезут меня в мир иной - Костеничем. И я рад этому! И пусть на камне и напишут только одно слово: Костенич.

За полтора года работы в Забашевичах я познакомился со многими жителями тех мест. На первых уроках меня поразило множество фамилий - "Шлома" в классных журналах. Были и другие фамилии: "Быки", "Демидчики", "Масловские", "Климчики", "Пашкевичи", "Голубовские", "Луцкевичи", но "Шлома" встречались чаще.

Я подружился со всеми. И мне легко было работать с детьми, родителей которых я хорошо знал.

Так и в Велятичах. За короткое время я познакомился со всеми детьми и их родителями.

Велятичи много больше Забашевич по численности населения. Если в Забашевичской школе училось в 1968 году в двухэтажном здании около трёхсот учащихся, то в Велятичской школе в 1968 году училось 612 учащихся. И количество детей росло год от года. В 1 класс в 1968 году я принял 90 малышей. А к 1974 году количество учащихся возросло до 840. В те годы в Велятичах была самая крупная школа по количеству учащихся.

Если село Забашевичи поразило меня одной длинной, длинной улицей и кладбищем посреди деревни, то Велятичи поразили большим количеством так называемых посёлков. Всего было 12 посёлков. Но 4-х было два, 3-х, 6-х, 5-х, 9-х, 10-х, 8-х, - тоже по два!

К Велятичам относились также: Яблонка большая и малая, Боровые, Корма , Берня, Осов, хутор Осов, Унтальянка и десятка полтора деревень вокруг Сморок( позднее Зорич). Переименовал Сморки в Зоричи - Киберман Георгий Владимирович, работавший несколько лет директором совхоза "Передовик". Из его кабинета в конторе совхоза каждый день он видел восход солнца и прекрасные зори, вот он и предложил переименовать деревню в Зоричи. Но деревня, по - прежнему - Сморки! И церковь - смородская, и магазины - смородские, и люди - смородские! Возможно, и название деревни произошло не от слова - "сморкаться", а от слова - "смородина". Кстати, ещё долгое время на моей памяти в Сморках была огромная плантация смородины. Возможно, и в далёкие времена хорошо росла в этих местах смородина и от этого и название деревни.

"Ожившая легенда!"

Кроме большого количества посёлков, которые появились в 30- ые годы, когда людей стали расселять по хуторам поближе к земле, меня удивило много одинаковых фамилий: Градовичи, Ильюшёнки, Павловцы, Костюковичи, Груки, Решетники, Мельники, Полонники, Бондари, Кобы, Тишковцы, Маталыги, Лукашевичи, Лучины, Тишковцы.

Часто в классе было два или три Павловца Михаила и все - Ивановичи. Или несколько Ильюшёнок Наташ и все - Петровны.

Позднее в книге Юрки Витьбича "Течёт из-под святой горы Нёман" я прочитал, что есть в Беларуси несколько деревень - Велятич. Одна в Пинском районе Брестской области, другая в Борисовском районе Минской области и ещё в Могилёвской области. Автор утверждал, что основаны они людьми одного племени, которые пришли к нам с северо - запада. Это было племя гордых, сильных, красивых, мужественных и трудолюбивых людей: Велятов - Лютичей - Волков.

Когда я стал анализировать, то увидел, что в Велятичах на нескольких посёлках встречались люди с кличками - "Волки - Ваўкі". Особенно много было таких людей на посёлке 9. Но и на 1 посёлке жил старый дед, которого звали Волком. Да и побаивались его. Он что - то знал и умел.

Люди считали его колдуном. Я встречался с этим дедом и учил его детей. Дед был "серьёзный"! А фамилия была Градович.

А на 10 посёлке и сейчас живёт мой ученик, который все годы учёбы просидел за одной партой с моим учеником, а теперь хорошим другом и помощником Евгением Евгеньевичем Ильюшёнком. Мальчика с малых лет звали и теперь зовут - "Вовля" - маленький волчонок. И подумалось мне, что это не случайно.

Это из поколения в поколение передаётся - зов предков: Велятов -Лютичей - Волков.

Так и родилась легенда, которую приняли и дети, и взрослые люди Велятич. И каждый ребёнок, и взрослый человек может рассказать её со своими дополнениями:


"Давным - давно, пришли в дремучие леса и остановились в красивейшем месте, где полноводная река впадала в другую большую реку. Леса были богаты ягодами и грибами, там водилось множество различных зверей, а в реке было огромное количество различных рыб, которые резвились и выпрыгивали, время от времени, - на поверхность реки. Леса: сосновые, еловые, дубовые, ольховые, берёзовые - были так высоки, что шапка валилась с головы у тех, кто хотел увидеть вершины деревьев. Земли кругом были благодатные. На полянах росли медоносные травы, - и весь лес наполнялся жужжанием пчёл. А белки, лоси, медведи и не прятались от людей. Людей звали Веляты- Лютичи - Волки. Вожаком этого племени был Гордый Вович. Это был красивый, очень высокий, сильный и мужественный человек. С ним пришли его братья и дети: Илья, Павел, Кастусь с жёнами.

Прошло много лет и Гордый Вович стал называться - Градовичем, дети Ильи - Ильюшёнками, дети Павла - Павловцами, дети Кастуся - Костюковичами.

А реки назвали: Нача и Бобр. Там водилось много бобров. А Нача казалась людям началом великих рек. Нача впадала в Бобр, Бобр в Березину, Березина в Днепр, а Днепр в далёкое, далёкое Чёрное море. Много людей этого племени занимались сплавом леса. И плоты плыли по течению от Начи и до Великого Града Киева!

И поселение позднее стали называть - Велятичи

Было среди этого племени много мастеровых людей. Те, кто построил первые мельницы - молол муку и готовил крупу, - стали зваться - Мельниками.

Люди, которые мастерски делали решета и плетёные корзины назвались - Решетниками.

Для того, чтобы выгребать мёд из огромных колод, нужны были большие деревянные ложки - полонники. Людей, которые делали деревянные полонники, миски, кружки, "лазобки" из липы для мёда, корыта для купания детей и других хозяйственных нужд, назвали - Полонники.

Полонники основали и деревню Мёдчу ( теперь Миотча ) .

Навыгребав из колод и бортней много мёда, - они везли его на ярмарку в Велятичи, куда съезжались люди со всей Беларуси по Березине, Бобру, Наче. Зазывали они покупателей криками: "Мёд!"

А покупатели, не знавшие мёд кричали : "Чё?" Так и пошло: "Мёд - чё"! Людей сдали называть, да и теперь называют - мядоцкие, а поселение - Мёдча.

Большим спросом на ярмарке пользовались деревянные бочки, вёдра. Людей, которые умело изготавливали эти изделия стали называть - Бондарями.

Но нужда была и в умелых плотниках, которые рубили дома и громко "грукали" топорами на всю округу. Их и назвали - Груками.

Лес валили и доставляли вплавь люди, которых и назвали - Деревяшками.

Люди небольшого росточка заготавливали ягоды, грибы, ловили рыбку и продавали всё это на ярмарке или заезжим заготовителям. Собирали ягоды в "туеса" - коробки из бересты, а грибы в огромные корзины - кобки. Так и стали называть этих лесных людей, которые носили за спиной огромные корзины - "кобки" - Кобы. Они до сих пор живут в Велятичах недалеко от леса на "Кочерге" и промышляют сбором ягод и грибов. Ягодные и грибные места они знают прекрасно и передают от одного поколения другому.

Людей, живших в "излучине" - месте слияния Начи и Бобра и, промышлявших ловлей очень вкусной речной рыбы, назвали - Лукашевичами.

Освещение в давние времена было с лучиной. Людей, которые изготавливали лучники и заготавливали лучину из корней сосны смолистой назвали - Лучинами.

А умелых охотников, которые умели тихонько подкрасться к зверю и логовам волков и лис назвали Тишками ( Тишковцами).

В лесных деревнях где из корней сосны, ели "гнали" дёготь и заготавливали древесный уголь, очень нужный для чугунолитейного завода в Черневке, где из болотной руды выплавляли метал. Этот завод был крупнейшим чугунолитейным предприятием в Беларуси. Люди, жившие в этих поселениях , назывались - Маталыги. И до сих пор есть деревня: Новая Маталыга. А Старую Маталыгу, где был смолокуренный завод и предприятие по заготовке древесного угля, немецкие оккупанты сожгли вместе с жителями в 1942 году. Старая Маталыга разделила судьбу Хатыни! Во время этой трагедии погибли все родственники нашего учителя Василия Емельяновича Павловца. А он был на фронте. Получил тяжёлое ранение ног. Но работал учителем физкультуры до пенсии, а потом долгое время был заготовителем грибов и ягод на посёлке 11. Я называл его - Велятичским Маресьевым!

В Яблонке живёт до сих пор много людей с фамилией - Пытко. Это очень умные люди, любят общаться друг с другом и окружающими. Они всегда всё знают, всё "распытают" - распросят. Вот и зовут их издавна - Пытки!

Чтобы проработать столько лет руководителем школьного коллектива, очень сложного и многочисленного - без малого сорок лет, нужно было жить их жизнью и заботами. Одним словом "слиться" с ними. Мне это удалось!

И я счастлив, что, родившись в России и, получив высшее образование в Беларуси, я всю жизнь без остатка посвятил обучению и воспитанию потомков древних Велятов и создал самобытную школу, которую знают и ценят не только в Беларуси, но в России и далеко за её пределами!

Но, как сказано в Священном Писании : "Нет Пророков без чести, разве что в Отечестве своём, доме своём!"

И если не современники и мои близкие люди - сегодня, то может быть потомки: будущие руководители образования и учителя Велятичской школы, а также мои далёкие потомки: правнуки и пра- правнуки поймут мою преданность семье и Родине, - и постараются мои мысли и идеи о воспитании юношества путём создания целого воспитательного комплекса: Парка Народной Славы, Карты Звёздного Неба, музеев: "Народной Славы", "Детского творчества", "Время и мы",

"Крестьянская хатка 17 - 19 в.в." экологического центра, информационно - методического центра, картинной галереи - понять, а может быть и, повторив - претворить в жизнь на новом, более высоком уровне развития общества.

А что школа или другое учебное заведение нового типа будет существовать в Велятичах вечно, - я не сомневаюсь!



155 - летие Велятичской школы было организовано как театрализованное представление "Ожившая легенда" режисёр - постановщик Костенич Тамара Павловна - Учительница русского языка и литературы, а автор сценария - автор этих строк.

Все юбилейные торжества сняты Андреем Дмитриевичем Костеничем на видеоплёнку, а теперь переведены и в электронный вариант. Он будет дан в приложении к работе"Велятичская школа", как и видеофильмы о праздновании 150- летия и 160 - летия Велятичской школы.

И лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!



Rating All.BY
Сайт управляется системой uCoz