МАЯ ГОРЕЦКАЯ Там, где звездное небо опустилось на Землю... Под одной звездой
А меня приняли в члены клуба "Мы родились под одной звездой"! Церемония была пышной и происходила возле клумбы, где среди цветов камнями был выложен весь пояс Зодиака, рядом с моим знаком - Водолеем. Сероглазая астролог в квадратной шапочке академика и в синем, расшитом звездами плаще звездочета приколола мне на лацкан знак члена клуба и напророчила много хорошего в этом году. Я узнала, что зовут ее Марина Градович и она десятиклассница. Потом все мы стайкой пошли за нею по Млечному Пути, звезды которого были впечатаны в асфальтовую дорожку, и оказались на просторной площадке, где из булыжников и валунов были выложены известные созвездия: Большая и Малая Медведицы, Лира с Вегой, Кассиопея, Андромеда, Персей, украшающие ночное небо. Вот и купол неба расположился тут, прямо на школьном дворе, левее трехэтажного здания, чтобы дети могли изучать звездную карту просто на земле. Чуть поодаль - планеты Солнечной системы. К услугам тех, кто захочет увидеть звезды, - телескоп, установленный в беседке. Когда Марина познакомила нас с некоторыми легендами, давшими названия созвездиям, и умолкла, над звездным небом зазвучал голос Юрия Гагарина. Он рассказывал, как выглядит наша милая маленькая Земля из космоса. Когда радиотрансляция окончилась, мне показали иллюстрацию к рассказу первого космонавта: огромный округлый валун был покрашен в центре голубым, далее шли круги - синий, фиолетовый, а потом уже все и черное, в мерцающих звездах. Звездочет повела нас по горбатому мостику из круглых бревнышек по пути, называемому "Через тернии к звездам", и мы увидели чистую криничку. Ее вода вливалась в школьный прудик, оттуда ручеек по каналу тек в большой ручей Крепыш, который впадает в речку Начу, она - в Бобр, Бобр - в Березину, та - уже в Днепр, несущий свои воды в Черное море. Таким образом, дети, прорыв этот канал, ощущают свою связь не только с Беларусью, Россией и Украиной, но со всеми славянскими народами и со всем миром. О чем и поведала нам астролог Марина, повторив заключительную часть экскурсии на испанском языке. Спешу сообщить, что все эти чудеса происходили в Велятичской средней школе Борисовского района, в сельской школе, где астрономию и физику преподает Дмитрий Александрович Костенич, вот уже 39-й год директор этой школы. Парк народной славы
Я начала не по порядку, потому что мне не терпелось похвалиться, что и я теперь хоть как-то причастна к тому, что происходит в этой удивительной школе. А сначала меня провели по Парку народной славы. Разбит он перед фасадом школы, в нем пять больших аллей, а меж ними - цветущие яблони. Первая - Аллея памяти выдающихся сельчан и соотечественников, где есть дерево, посаженное в честь Елены Колесовой, погибшей при разгроме фашистского гарнизона в Выдрице. Имя Елены носит школьная пионерская дружина. Здесь, на аллее, юные экскурсоводы показали мне памятное дерево с табличкой, а рядом установлен и портрет Елены, красивой, молодой, так рано ушедшей из жизни... Есть дерево в честь Ивана Миронова, выпускника 1937 года. Он был первым секретарем школьной комсомольской организации. Студент, партизан, сложил свою голову в бою. И еще о многих одно-сельчанах рассказала нам экскурсовод Светлана Грук. Дмитрий Александрович, прямой и высокий, рост под 185 см, вышагивал в толпе гостей, возвышаясь над всеми, и просто лучился радостью, что его питомцы так хорошо справляются со своей работой экскурсоводов. Есть в парке вишневая Аллея памяти семьи Ульяновых. Узнали школьники, что в этой семье была традиция в день рождения детей сажать вишневое деревце. И ученики начальных классов , под руководством Сергея Михайловича Жебрака посадили деревца в честь каждого члена этой семьи: Ильи Николаевича, Марии Александровны и их детей Александра, Марии, Анны, Ольги, Владимира и Дмитрия. Сейчас этим деревьям более 20 лет. Есть Аллея "Велятичская трагедия" в память о 16 жителях деревни, расстрелянных немцами 25 июля 1941 года. Были среди них члены партии, бригадиры и просто селяне - все ни в чем не повинные люди. О них напоминают деревья в парке. Особенно поразила меня Аллея памяти учителей. Проведя архивные исследования, учителя и ученики установили, что Велятичское четырехклассное народное училище было открыто 27 октября 1845 года. Нашли и могилу первого учителя Иосифа Фомича Сосновского, установили имя преподавателя Закона Божьего Федора Михайловича Алешкевича. В их память, а также в честь пришедших им на смену учительниц Варвары Петровны Лисицкой и Лидии Федоровны Шарковской шумят ветвями мощные деревья. Есть здесь деревья в память великих педагогов Януша Корчака и Антона Макаренко. Но самое красивое дерево - красный дуб - посвящено заслуженному учителю БССР Георгию Семеновичу Шиенку. Он был директором школы с 1930 по 1961 год с перерывом на войну. Историк по образованию, он водил детей в археологические экспедиции, и поскольку в районе Велятичей люди селились со времен неолита, находили иска-тели много интересного: кремневые топоры, скребки, наконечники стрел. Все это положило начало школьному музею. Именно директору Шиенку принадлежит идея создания школьной "Летописи". Начали ее вести с 1948 года. Георгий Семенович придумал ее в виде большой книги из 100 страниц, вложенной в сундучок в виде фолианта, и завещал заполнять одну страницу в год, записывая на ней важнейшие события из жизни страны и школы. Но для воплощения хороших идей нужны талантливые последователи. После ухода Георгия Семеновича сменявшиеся почти каждый год директора забыли и забросили "Летопись". И только пришедший в 1968 году на пост директора Дмитрий Костенич отыскал заветную книгу, заполнил все недостающие 7 лет и продолжил дело, начатое Шиенком. А было в это время директору Костеничу 24 года. - Я просто хороший ученик, - улыбается Дмитрий Александрович. - Где что интересное увижу - сразу к себе в школу несу. Услышал однажды в Музее народной славы фразу: "Маленькие деревца превратятся в могучих великанов и будут напоминать о хороших людях". Из этой фразы родилась идея нашего парка. В это время мы подошли к деревьям, посаженным в честь четы Нестеренко. Семен Адамович Нестеренко преподавал в школе историю и географию с 1930 по 1946 год. А его жена, немка из Поволжья, учила немецкому языку. 6х и нелегко же ей пришлось в годы войны! Немцы подозревали Лидию Васильевну в связи с партизанами, свои - в сотрудничестве с немцами. Так что приходилось жителям деревни прятать Лидию Васильевну с детьми и от немцев, и от гнева ретивых мстителей. Чета Нестеренко уехала из Велятичей в 1946-м в Ригу. Перед смертью Лидия Васильевна наказала сыновьям непременно посетить деревню, где к ним были так добры, и найти дом, в котором они родились. Братья Нестеренко выполнили наказ матери - приехали в Велятичи, но не нашли своего дома, об их дворе напоминала только старая липа. Соседи-старожилы посоветовали им пойти в школу, может, там что узнают. Когда братья увидели две липы и таблички в память своих мамы и отца, они, немолодые уже люди, разрыдались. Рассказывая мне эту историю, Дмитрий Александрович и сам заметно волнуется: - На следующий год приехали они уже вчетвером - оба брата и две их сестры. И так они были благодарны школе за память об их родителях... А на встречу выпускников привезли уже и детей своих, и внуков. Подарили школе книги и оборудование для спортивного зала. - Дмитрий Александрович, а что для вас включает в себя понятие патриотизм? - Патриотизм - это любовь к своей малой родине, гордость за ее людей, знание ее истории. И это любовь не декларативная, а действенная, выражающаяся в деяниях и поступках... Что судьба свела меня с замечательным педагогом, мне стало понятно с первых минут знакомства, и захотелось узнать, где истоки этого человека, его корни, как формируются такие люди. Шестидесятник Дмитрий Костенич
А он совсем и не местный. Родился в деревне Бычки на Смоленщине. Их у мамы было двое, он и старший брат Виктор. Отца своего никогда не видел, даже на фотографии. Отец не любил фотографироваться. Он ушел в армию в 1943 году и вскоре погиб под Чаусами в Белоруссии, а Димка родился в марте 1944-го. Детство было очень тяжелым, пришлось на трудные послевоенные поды. Мама в колхозе работала с утра до ночи за трудодни, которые почти не оплачивались. Подсолнечный жмых считался у мальчишек самым большим лакомством. Понимая, что матери надо помогать во всем, старший брат научил Димку и косить, и пахать, и с лошадьми управляться, и плотничать, и валенки подшивать, словом, не бояться никакой работы. Дед слыл знатным пчеловодом, от него досталось по наследству умение возиться с пчелами. Было в жизни Димки одно знаменательное событие: совсем крошечного, его подхватил несущийся по улице смерч и разбил бы малыша о дерево или какое-нибудь строение, но соседка успела за ручку выхватить мальчонку из набирающей скорость свистящей воронки. Может, поэтому суждено ему жить столь же стремительно и вовлекать близстоящих людей в орбиту важных и нужных дел. Учился в Краснооктябрьской сельской школе. Стояла она в чистом поле, чтобы из разных сел было до нее удобно добираться. А дорог не было туда никаких. И когда зима наметала высокие сугробы, то учитель начальных классов Василий Тимофеевич Шугаев, который тоже жил в Бычках, выстраивал своих учеников гуськом, а их было человек 20, сам шел впереди - протаптывал дорогу, - а они за ним. Так у Димки и сохранилось понятие: учитель - это тот, кто идет впереди и прокладывает дорогу. Школу на одни "пятерки" и "четверки" окончил в 1961 году. С первого раза в Смоленский педагогический не поступил. Отработал год в колхозе и снова поступал, но уже на физико-математический факультет Минского пединститута им. Горького. Сдал все экзамены на "отлично", но для зачисления в вуз и получения места в общежитии нужен был паспорт. А его выдавали только по справке из колхоза. Председатель ни в какую не хотел выдавать справку для поступления в пединститут. Парторг, к которому обратился Димка за помощью, посоветовал сказать, что поступил он в сельхоз. Так Димка и сделал, отослал справку письмом и уехал учиться. Но в деревне разве что скроешь? Узнав, что его провели, председатель рассвирепел, обрезал материнский приусадебный участок по самые углы хаты, а парню приказал не выдавать заработанных денег. И тогда декан его факультета посоветовал написать о самодуре-председателе в газету и письмо Никите Сергеевичу Хрущеву. Помогло. И деньги ему выплатили, и приусадебный участок маме вернули... На одном из студенческих вечеров заметил Дмитрий Костенич, что комсомольские комитетчики устроили себе и иностранцам танцы на втором этаже, с прохладительными напитками и кофейком, в то время как остальная масса топталась внизу, и на ближайшем же комсомольском собрании произнес пылкую речь "о патрициях и плебеях", наделавшую много шума в институте. После того высту-пления выбрали его ребята председателем студсовета. Так и проходил он в лидерах до последнего курса. А на предпоследнем стал членом студенческого стройотряда и поехал с ребятами летом 1966 года строить Нефтеюганск. Сначала работали нормально, а потом перестал поступать тес, и чтобы не проесть больше, чем заработаешь, подался Дима на буровую Р-9, где работал помощником бурильщика и помощником дизелиста. Работа с непривычки казалась адски тяжелой, огромные рычаги могли запросто насмерть зашибить новичка, но ничего, как-то сдюжил. А отстояв вахту, забирался на самый верх вагончика, закутывался в сетку, спасаясь от невероятно лютых комаров и гнуса, и писал свой "Нефтеюганский дневник". Сейчас этот дневник размещен на его сайте в Интернете. Я зашла на сайт Костенича и прочитала, как в юности тосковал он о настоящей любви, как мечтал о ней, как предчувствовал ее. И еще - стихи, они сопутствовали ему всю жизнь. Их он записывал в специальную тетрадку. Стихи Дмитрий Александрович может читать наизусть часами, без перерыва. А тогда записывал в дневнике: Понимаешь, мама, я учитель. Видишь, я вхожу, бледнея, в класс... Это мне решили поручить их - Сорок душ и восемьдесят глаз. Из Нефтеюганска вернулись через два месяца. Дмитрий привез сумасшедшие по тем временам деньги, аж 700 рублей! Первым делом сфотографировался в фотоателье в светлой парадной стройотрядовской форме. На фото - русые кудри, светлая вьющаяся нефтеюганская бородка. Ее ведь полагалось сбрить, а было очень жаль. Потом отправился за покупками. Приобрел платье для мамы, одежонку племянникам и только в последнюю очередь рабочий и парадный костюмы себе. А еще импортные туфли, плащ-болонью ядовито-зеленого цвета, много книг и проигрыватель, который вскоре стал оглашать любимыми мелодиями все общежитие. Вот как разумно потратил он свои первые большие деньги. А красивая девушка, с которой дружил, не дождалась его из Нефтеюганска, вышла замуж за офицера. И он с горя отправился на длительную педагогическую практику в Забашевичскую школу Борисовского района. Не повезло той неверной красавице, а повезло его жене Тамаре Павловне, в девичестве Прохоревич. Как повезло Тамаре Павловне
Вам когда-нибудь встречалась женщина, абсолютно довольная своим мужем? Мне тоже нет! Дмитрий Александрович с гордостью демонстрировал мне собст-венноручно сделанные во всем доме потолки. Еще задолго до модных импортных теперь подвесных придумал,' как их сделать. Вырезал одинаковой формы фанерки, обрезал по углам так, чтобы, сходясь, они образовывали красивый узор, потом прибивал к потолку гвоздями, откусывая щипцами шляпки. Все закрасил белым цветом, так что и непонятно, как все это держится. А Тамара Павловна хмурит брови: "В этом году мы будем потолки здесь переделывать. Я уже запланировала эту работу". Он даже в дневнике пишет, что любит работу по хозяйству, а Тамара Павловна говорит, что мог бы и больше помогать, а то уходит порой в школу в семь утра, а возвращается - в девять вечера. А еще Дмитрий Александрович завел пчел, а Тамара Павловна сетует, что слишком много пчел погибло за зиму. Но как коллега, как учитель, Тамара Павловна понимает, какой талантливый педагог ее муж и как с его приходом изменилась жизнь Велятичской школы. В Велятичи, отработав год в Забашевичской школе, поехали с удовольствием. В местной школе преподавали родители жены. Ее мама уже была заслуженным учителем БССР. С первых дней молодой директор по-настоящему впрягся в работу. И в 1970 году его усилия отмечены медалью "За доблестный труд". Еще через пару лет был произведен капитальный ремонт школы, чего не делали все последние годы. А в 1975 году школа перешла на кабинетную систему обучения. Дмитрий Александрович не пропускал ни одного новшества, чтобы не применить его в своей школе. Они с женой такие разные. Он высокий, стройный, в классическом костюме, она - маленькая, как девочка, быстрая, в брючках до колен и нарядной маечке, с модной стрижкой' на мелированных волосах. Он - физик, она преподает русский язык и литературу. Вместе они уже 37 лет, вырастили детей, имеют троих внуков... С юмором и тихой грустью вспоминают, как познакомились. Дмитрий Александрович как сейчас помнит, что случилось это 15 августа 1967 года. Маленькая быстрая черненькая девчонка очень ловко носила на второй этаж корзинки с огурцами и помидорами с пришкольного участка. Подумал, что это ученица. Вечером пришел в клуб на танцы, и там ему объяснили, что это новая учительница. Подошел к ней познакомиться. А она протянула ладошку лодочкой: "Тома", - почти прошептала. И так его эта ладошка растрогала... Тамара Павловна ехидничает над его ядовитого цвета болоньевым плащом, вспоминает, что были у нее кавалеры и попригожей, но уж больно Дима был обходительный и еще прекрасно стихи читал... - Ас кавалерами Томы пришлось мне разбираться, - смеется Дмитрий Александрович. - Того, что был на 5 лет моложе и по уши влюбился, долго водил вечерами по селу, объяснял, что не пара она ему, что у него все еще впереди. И убедил. А со вторым пришлось драться. Побил я его. Так что Тамару Павловну я отбил в прямом смысле этого слова. Я не доверяю педагогам, которые собственным детям не сумели привить любовь к знаниям, чему они тогда смогут научить чужих ребят?! Сын и дочь Костеничей окончили школу с серебряными медалями. Оба стали педагогами. Дочь Ольга преподает белорусский язык и литературу в Борисове. Сын Андрей, как и отец - математик. Сейчас он преподает информатику в Велятичской школе, управляется со всем видео- и компьютерным хозяйством. Каждый день приезжает на своей машине из Борисова в Велятичи на работу. Если учитывать прадеда Дмитрия Александровича, который учительствовал в деревне Новые Прянички, родителей Тамары, чету Костеничей, их детей, сестер, братьев и племянников Тамары, которые учительствуют в Минске и Боровлянах, то семья Прохоревичей-Костеничей дала школе 21 учителя. В 2004-м справили 60-летие Дмитрия Александровича. Собралось более 150 человек - коллеги, директора соседних школ, друзья, родственники - все, кто любит и чтит этого неравнодушного человека. И поскольку всю жизнь его сопровождают стихи, то прозвучали на юбилее такие строки: Настаўнік, дырэкгар, дарадчык і сябар, Тата, дзядуля. каханы мужчына. Яго спадарожніцы шмат гадоў запар Зайздросціць, напэўна, любая жанчына... Откуда у парня испанская грусть?
Есть в школьном Парке народной славы и Аллея испанских друзей-побратимов. С Испанией Велятичи познакомились по печальной причине - Чернобыльской трагедии. С 1995 года местных ребят стали оздоравливать в этой теплой стране. По Испанской аллее водила нас экскурсовод Наташа Куприянович. Показала деревья, посаженные в честь Хусто Гонсалеса Переса, Хулии, Сары. Это люди, которые принимали в семьях велятичских ребят и так привязались к ним, что изучили русский язык и поехали знакомиться с далекой Беларусью. Вот в их честь и растут эти деревца. Рассказав это по-белорусски, Наташа повторила все еще и по-испански. Когда уровень радиации снизился и детей перестали вывозить организованно, сроднившиеся с ними испанцы продолжают приглашать детей в частном порядке. Вот и Наташа в июне уезжала в Испанию уже в тринадцатый раз. Семья из города Ахофрин в провинции Толедо забирает ее на все лето и увозит на море. А еще бывает она у них месяц на Рождество. Там и выучила язык. Хочу заметить, что организовавший это оздоровление Дмитрий Александрович никогда не пристраивался к детям в качестве сопровождающего, чтобы побывать с ними в далекой стране. Зато решил, что детям, раз они посещают Испанию, надо преподавать испанский. И в школе ввели факультативное изучение второго иностранного языка. Испанским может заниматься любой желающий, начиная с первого класса. В большом доме Костеничей два телевизора, чтобы Тамара Павловна могла побаловать себя сериалами, а Дмитрий Александрович посмотреть обязательные новости. Все дни, что провела в Велятичах, я жила у Костеничей в гостиной, обставленной с большим вкусом. Винно-вишневая мягкая мебель перекликалась со шторами того же цвета, на полу ковер в тех же тонах. На потолке моя любимая бронзовая люстра "Ивица" в стиле модерн. Под окном - электрокамин, на нем часы кисловского литья. Не для меня же они гостиную обставляли, не для меня Тамара Павловна дома ходит в коротеньких брючках и делает модное мели-рование. Они не чувствуют себя жителями захолустья, провинциалами. Живут как европейцы, не хуже испанцев. И выходит, что качество жизни не зависит от места, а только от трудолюбия, желания и вкуса. Переписка с генсеками и Президентом
Дмитрий Александрович помнил, как помогло ему в свое время письмо, написанное Хрущеву. Но тогда он был зеленым первокурсником, а сейчас ему уже 30 лет, и абсолютно ясно, что старая школа не годится для новых методов преподавания, да и стала она попросту тесной. Количество параллельных классов все время растет, для них уже и двухсменной работы не хватает. Необходимо строить новую школу, не менее чем на 800 ученических мест. И он добился, что было намечено строительство такой школы. Изготовлены проект и сметная документация, выделены средства. А строители все не начинали работу, находя все новые отговорки и причины. Наконец, они заявили, что строить на отведенном месте никак нельзя, потому что здесь агрессивная среда, нужно в основание класть бетон такой прочности, как на Байконуре. А его в Беларуси не производят. Везти из России, так кто будет финансировать такие сумасшедшие затраты? Мечта о новой школе таяла как дым. В отчаянии Костенич сам взял пробы грунта и повез в Минск в НИИ на анализ. Специалисты дали заключение, что никакой агрессивной среды нет. И тогда он написал письмо Петру Мироновичу Машерову. Он обратился к первому секретарю как сельский учитель к бывшему сельскому учителю, которому близки и понятны проблемы сельской школы. Писал об успехах школы, которая дала республике 119 учителей, 20 врачей, 65 инженеров и 22 офицера Советской Армии. Просил управы на строителей. И Петр Миронович помог. Строительство школы началось в 1978 году и было окончено осенью 1980 года. И еще раз обращался Дмитрий Александрович к высшей власти. В 2004 году вместе с главврачом Велятичской больницы и заведующей детским садом написал он письмо Александру Григорьевичу Лукашенко. Жаловались на директора птицесовхоза "Велятичи", который явно провоцирует жителей деревни на социальный взрыв. Решив, что это слишком дорого обходится совхозу, директор повелел отключить от теплоснабжения школу, больницу и детский сад. И, конечно, добились они справедливости, дали в социальные учреждения тепло, А еще Александр Григорьевич Лукашенко прислал ему благодарственное письмо за помощь в избирательной кампании. Вот так и живет этот задира Костенич, не отступая, не сгибаясь, взяв эпиграфом ко всей своей жизни строки Адама Мицкевича: Нет, лучше силы с бурей мерить, Последний миг борьбе отдать, Чем выползти на тихий берег И раны горестно считать. Школа утонула... в цветах
Новая школа распахнула двери 25 октября 1980 года. Красивая. Трехэтажная! Что это была за радость! Школа с полным набором кабинетов по всем предметам, с самыми современными наглядными пособиями, с новейшими техническими средствами обучения! Сбылась его мечта... И теперь можно было выдумывать и творить, творить, творить! В стене школы, под специальной табличкой было замуровано письмо потомкам в 2030 год. И сразу же был заложен Парк народной славы. И еще цветы, хотелось много цветов. А для этого каждому классу было отведено особое место, где можно было и беседку поставить или скамеечку, и посадить иву, и клумбу разбить, и прийти сюда на большой перемене в свое укромное место, решить с классным какие-то неотложные дела, а не носиться с визгом по коридорам. И сразу закипела работа. Каждый класс хотел, чтобы их клумба была самой нарядной. Взыграло самолюбие. Началось соревнование. Клумбам давали красивые названия: "Веселая семейка", "Голубое кружево", "Дыванок". И утонула школа в цветах. А Дмитрий Александрович только посмеивался: "Я ничего не придумывал. Укромное место каждому классу - это идея Сухомлинского, Я только воплотил ее в жизнь". Он терпеть не может обезличивания. Только когда ответственность распределена и достигается результат. Все 29 кабинетов были закреплены за 29 учителями. Они отвечают за кристальную чистоту окон, за цветы на подоконниках, за проветривание классов, за сохранность наглядных пособий. Когда решили в 2003 году собирать металлолом, то отвели отдельную площадку каждому классу, отметив их специальными надписями. Так ребята в такой раж вошли, несли на себе, везли на отцовских машинах и даже на тракторе доставили кузов легковушки. Собрали 60 тонн металлолома. На заработанные деньги отремонтировали спортзал. Неразрывная нить времен
Дмитрий Александрович любит повторять: кто не хочет знать прошлого, тот не имеет будущего. А еще он убежден, что детям нужна занимательность, фантазия, легенда. И он дает им эту легенду. Не знаю, насколько это соответствует научной историографии, но в школе каждый знает легенду о том, как возникли Велятичи. Пришло сюда племя Велятов или Лютичей, племя, называющее себя волками. Предводителя племени звали Гордый Вович, то есть гордый волк, у него были сыновья Илья, Павел, Кастусь. Впоследствии Гордый Вович трансформировалось в Градович, дети Кастуся стали Костюковичами, Ильи - Ильюшонками, Павла - Павловцами. Вот так легко и просто объяснили происхождение самых распространенных в Велятичах фамилий. Дети также убеждены, что знаменитый наполеоновский клад находится тут, близ Велятичей, на реке Наче, надо только поискать, да все руки не доходят... А легенда о Лютичах ожила в дни празднования 150-летия школы. Праздник так и назывался - "Ожившая легенда". Мне показали цветной видеофильм. Сначала на школьной линейке под музыку "Летите, голуби" ввысь взмыли сотни птиц. А потом появилось племя Лютичей. Они гордо выступали в одеждах из шкур. Ноги были тоже обмотаны мехом. (На изготовление этих костюмов пошли все старые шубы Тамары Павловны.) Потом играла жалейка, шли груки (плотники). Полонники несли решета и половники. И вроде это были совсем не деревенские мальчишки и девчонки, спокойные, раскованные, они ловко носили плащи и академические шапочки (те, кто рассказывал историю), и шкуры (те, кто изображал Лютичей), и белорусские костюмы. Пели, танцевали, играли на жалейках. А потом праздник выплеснулся со школьного двора на улицы, разместился у входа в Дом культуры, Тут к школьникам присоединился местный фольклорный ансамбль, и в праздник включилось все село, кто зрителем, кто участником. И уж сколько песен было, сколько танцев, сколько веселья! Вообще школа никогда не замыкается в своих начинаниях только в родных стенах. Каждый класс не только растит свою клумбу, но и опекает закрепленную за ним улицу, следит, чтобы мусор на улицу не выбрасывали, чтобы был кругом порядок, а в палисадниках цвели цветы. Директор справедливо считает, что знание истории своего рода способствует патриотическому воспитанию ребят. Предложил ребятам составить свою родословную и пришел в полный восторг, когда Оля и Катя Кобо развернули перед ним длинный свиток из обоев. Сестры-близняшки проследили 5 поколений своего рода и составили генеалогическое древо из 195 человек. У него самого был тяжелый исторический долг. Отец погиб под Чаусами. И не просто погиб... В июне 1941 года отцу молотилкой повредило ногу. Приход немцев застал его в больнице. И хоть не запятнал себя он ни сотрудничеством, ни пособничеством (это тщательно проверяли, когда принимали Дмитрия Александровича в партию), но когда освободили Смоленщину, отца взяли не просто в Армию, а в штрафной батальон. Ушел он на фронт в лаптях. Хромовые сапоги на кожаных подметках, подбитых деревянными гвоздями, самое большое свое богатство, оставил на вырост старшему сыну... От отца остался только треугольник солдатского письма с обжигающей фразой: "Настя, береги детей!" А он долгие годы даже не знал, где похоронен отец. Когда обзавелись машиной, с сыном и дочерью в отпуск поехали в Чаусы. Там военного кладбища не было. Расспрашивали старожилов. Посоветовали им ехать через Путони в Быново. И в 25 километрах от Чаусов нашли в лесочке военное захоронение. Множество общих табличек с перечислением фамилий. И, наконец, на одной из них предпоследней строкой - Александр Захарович Костенич. Отец!.. Они сфотогра-фировали эту табличку. Показали фото матери. Мама сказала: "Спасибо, сынок! Теперь ты можешь достойно жить, а я спокойно умереть!.." Позднее он установил дату этого сражения. Вырезал и сохранил статью о нем - "Прони кровавые берега". Очевидцы этого боя вспоминали, что вода в речке была красной от крови. Может, потому так до боли трогают его строки из любимого Высоцкого: Вы лучше лес рубите на гробы - В прорыв идут штрафные батальоны! Икона и Резерфорд
В домашнем кабинете Дмитрия Александровича на книжном стеллаже, как раз над томом Резерфорда из библиотеки ЖЗЛ стоит икона Владимирской Божьей Матери в блестящем окладе. Заметив мой вопросительный взгляд, Дмитрий Александрович объяснил: "XVII век. Этой иконой мою маму благословляла ее мать, а она ею благословила нас с Тамарой. Умирая, мама завещала передать икону мне". А на вопрос, как он относится к религии, ответил: - Уверовал. И вот при каких обстоятельствах. Сын наш Андрей служил во флоте на атомной подлодке. Я ему вместо духовного завещания дал в армию книгу Сухомлинского "Письма к сыну". Служба у него шла нормально. Но как-то получили мы от него письмо, где говорилось, что уходят они в автономное плаванье. И вдруг вижу по телевизору сюжет о гибели атомной подлодки "Комсомолец", которая была в автономке. Я ведь не знал, ни сколько подлодок у нас на флоте, ни сколько их плавает автономно. Ужас объял, а поговорить не с кем, Тамара Павловна лежала в больнице. Я чуть с ума не сошел. Ведь это единственный сын! И до утра, не сомкнув глаз, молился. Не читал "Отче наш", а молил то ли Бога, то ли Высший Разум, то ли Высшую Справедливость сохранить моего сына. Чуть забрезжил рассвет, помчался на почту, дал телеграмму командиру военной части с просьбой сообщить, что с моим сыном. Через три дня пришел ответ, что с сыном все в порядке. А вскоре - и письмо от Андрея, что лодка их называется "Черный тюльпан" и что были они в соседнем квадрате моря. С тех пор и верю то ли в Бога, то ли в Высший Разум. Вот и сегодня молился, просил процветания и благополучия нашей школе, счастья и здоровья всем моим близким, даже корове Милке. Экзамены
Все мои дни в Велятичах так были наполнены стихами, что и в последний день мая я проснулась, вспомнив: "Летний дождь, летний дождь начался сегодня рано..." Он и впрямь начался рано, в полпятого утра. Я смотрела, как серебряные струи омывают высокие кусты цветущей белой сирени, посаженные вдоль забора усадьбы Костеничей, и радовалась, что у меня такая хорошая профессия. Сводит она меня с прекрасными людьми. Не будь ее, не было бы в моей судьбе такого чуда, как Велятичская школа, и не познакомилась бы я с ее директором. Мы отправились по промытой дождем улице в школу пораньше: сегодня в 9-м классе экзамены по белорусскому языку. Дмитрий Александрович не шел - несся к своей школе. Я и сама ходить умею быстро, но еле за ним поспевала. А он все настаивал: вы присмотритесь, какие у нас красивые учителя, какие красивые дети.... Перед началом экзамена одна из пожилых учительниц просто под руку провела в кабинет ученика. Мне объяснили, что это мальчик из проблемной семьи. Он один сдавал экзамен за базовую школу. И как же потом радовались все педагоги, что написал парень диктант очень даже прилично. Я пошла на экзамен в 9-й класс с углубленным изучением белорусского языка. И впрямь, "какие прекрасные славные дети, какие красивые светлые лица". Девчонки в модных асимметричных юбках или брючках, в светлых нарядных блузочках, парни в строгих костюмах. И никаких голых пупков, татуировок или пирсинга. И вообще на последний звонок все девушки приходят в строгих темных платьях и белых нарядных с кружевами передниках. Вопрос о том, нужна ли школьная форма, здесь не стоит. Пока девятиклассники писали диктант "Родная земля", от усердия иногда пошмыгивая носами, я могла рассмотреть и их, и кабинет, где происходил экзамен. До зеркального блеска отмытые окна, за которыми носились ласточки. Распахнутые фрамуги. Каждый ученик за отдельным столом. На стенах портреты классиков белорусской литературы от Якуба Коласа и Янки Купалы до Андрея Макаёнка и Василя Быкова. После экзамена мне показали школьные музеи. Их четыре! А еще есть экологический центр и картинная галерея, размещенная в учительской и состоящая из пейзажей выпускницы школы народной художницы Маляревич. Она подарила родной школе десять своих полотен. Так что было на что посмотреть. Четыре школьных музея
И первым был Музей народной славы. Это целая анфилада комнат, по которым нас провела экскурсовод Елена Богдановская. Здесь поименно помнят всех своих героев, здесь есть их документы и вещи. В каждом музее свой видеоплеер. Мне показали выступление Юстины Антоновны Кудин, единственной свидетельницы страшного расстрела невинных людей. Записано оно в 1995 году в березовой роще, у памятника погибшим в 1941 году. Дмитрий Александрович убежден, что нужно собирать свидетельства уходящих людей, чтобы не искажалась история. Здесь расскажут вам о знатных выпускниках Велятичской школы. Тех, кто стал профессорами, докторами наук, академиками, участвовал в Параде Победы или разми-нировании Кракова. О силаче Борисе Агеевиче Тишковце, который выступал в цирке под псевдонимом Скарбэ, неоднократно боролся с Иваном Поддубньім и побеждал его. Об академике медицины Петре Яковлевиче Герке, который в 50-е годы возглавлял Академию наук Латвии. Дети говорят об этих людях с такой гордостью и любовью, будто это их родные - отцы, старшие братья и сестры. Есть в Велятичах и свой Ломоносов. Это доктор технических наук Петр Николаевич Костюкович. Он, как и Ломоносов, в лаптях отправился в Москву, не имея в карманах ничего, кроме золотой медали. На первой же станции безбилетника сняли, но услышав его рассказ и увидев извлеченную из кармана медаль, растроганные железнодорожники справили ему обувку, костюм и купили билет до Москвы. Благодаря людской доброте окончил он МГУ, и теперь профессор Костюкович преподает в Белорусской политехнической академии. Но с особой теплотой рас-сказывают о Марфе Васильевне Павловец, знаменитом ней-рохирурге, докторе медицинских наук, заслуженном враче Беларуси, почетном гражданине Борисовского района. В партизанском отряде Марфочку звали Кнопкой за небольшой росточек. Но эта Кнопка, если нужно было, используя вместо наркоза самогон, могла пилой отрезать руку, пораженную гангреной, зашить рану льняными нитками, и человек выживал. В отряде прошла она свою первую горькую практику, став впоследствии известным хирургом. Марфа Васильевна любит приезжать на вечера встречи выпускников школы, которые ежегодно проводятся в первую субботу февраля. На них директор со сцены зачитывает очередную страницу "Летописи". И обязательно звучит школьный гимн "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!". "Летопись" хранится в этом музее, рядом находится и "Книга записей почетных гостей". Экологический центр прежде всего поразил фотографией. На огромном валуне разместился весь 10 "Б" класс, они же экологический кружок. Это они провели экспедицию "Истоки", во время которой расчистили в окрестностях Велятичей все ручейки и кринички, обустроили их. Где скамейку поставили, где навесик установили. Всем криничкам дали поэтические названия: "Синеглазка", "Радуга", "Полюшко". За экологами закреплены улицы села, и они отвечают за порядок на них. На их счету много интересных и полезных дел: создали красивую карту-макет окрестностей Велятичей, ухаживают за живым уголком, где в аквариуме плавают золотые рыбки, а в клетках живут попугай и ученая крыса. На прощанье ребята прочитали нам стихи: Вы шануйце, шануйце родны край, беларусы, Беражыце крыніцы, ачышчайце лясы, Каб не страх быў напіцца, каб зямля не хварэла, Каб Айчына квітнела і цвілі верасы! Одна из стен музея отдана подаркам школе от сельских умельцев. Экспозиция называется "Нам засталася спадчына". На стенде представлены искусно вышитые ручники, постилки, выжженные по дереву картины. Ученикам есть на кого равняться. На третьем этаже разместился музей "Крестьянская хата XVII-XIX вв.". Здесь представлены и кросна, и лучина, и лучник, и ткацкий станок, и стол, печь, всевозможные предметы быта, люлька, подвешенная на крюке. А колыбельную песенку, раскачивая ее, спел нам вихрастый мальчишка-экскурсовод. Только увидев все это, можно оценить, как далеко ушла сегодняшняя деревня. Четвертый музей называется "Время и мы", но о нем я хочу рассказать особо. Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени... В школе чтят и воспевают учителя. Здесь культ учителя. Он всячески поддерживается. На него работает и музей "Время и мы". На нем представлены материалы о первых велятичских учителях, демонстрируются макеты первой школы и той, что была построена в 30-м году, и новой, детища Костенича. Здесь проводят экскурсии внуки тех, чьи деды и родители кончали эту школу. Вспоминают, что было в 30-е годы время, когда 10 "А" класс занимался на церковной колокольне, а ныне в школе компьютерные классы. В музее есть уголок, представляющий рабочий кабинет директора Шиенка, его письменный стол, старомодный округлый стул. В пишущую машинку заправлено "Письмо в прошлое" - оно адресовано Георгию Семеновичу и представляет собою отчет о проделанном с тех пор, как его не стало. По видеоплееру показывают хронику, сюжет из киножурнала "Пионер Беларуси" за 1955 год. Молодой тогда еще Шиенок и члены исторического кружка знакомят со своими археологическими находками, в фильме также показана уборка винограда. Его в школе выращивали довольно успешно. Вот какие молодцы работают в школе, откопали и перевели на видео хронику 50-летней давности. И, наверное, здесь особенно убедительно звучат строки стихов дочери Шиенка Янины: И силой чувств к родному краю, И тем, что лиру Блока знаем, Обязаны мы только вам, Велятичским учителям. А еще ребята пишут сочинения о любимых преподавателях. Я листала их. Большая часть самых интересных из них посвящена учителю начальных классов Сергею Михайловичу Жебраку. Дмитрий Александрович с гордостью подчеркивает, что это великая редкость, мужчина - наставник самых маленьких. И любят этого доброго человека малыши самозабвенно. Каждый день до уроков бегут его встречать, ухватятся каждый за отдельный палец и так вместе ведут его в школу. Должно быть, этот полноватый седеющий человек с застенчивой улыбкой и впрямь прекрасный педагог, коль и ставшие девятиклассниками ученики вспоминают именно его. Благодарят за то, что научил отличать добро от зла, свет от тьмы и правду ото лжи. Экзамены
Все мои дни в Велятичах так были наполнены стихами, что и в последний день мая я проснулась, вспомнив: "Летний дождь, летний дождь начался сегодня рано..." Он и впрямь начался рано, в полпятого утра. Я смотрела, как серебряные струи омывают высокие кусты цветущей белой сирени, посаженные вдоль забора усадьбы Костеничей, и радовалась, что у меня такая хорошая профессия. Сводит она меня с прекрасными людьми. Не будь ее, не было бы в моей судьбе такого чуда, как Велятичская школа, и не познакомилась бы я с ее директором. Мы отправились по промытой дождем улице в школу пораньше: сегодня в 9-м классе экзамены по белорусскому языку. Дмитрий Александрович не шел - несся к своей школе. Я и сама ходить умею быстро, но еле за ним поспевала. А он все настаивал: вы присмотритесь, какие у нас красивые учителя, какие красивые дети.... Перед началом экзамена одна из пожилых учительниц просто под руку провела в кабинет ученика. Мне объяснили, что это мальчик из проблемной семьи. Он один сдавал экзамен за базовую школу. И как же потом радовались все педагоги, что написал парень диктант очень даже прилично. Я пошла на экзамен в 9-й класс с углубленным изучением белорусского языка. И впрямь, "какие прекрасные славные дети, какие красивые светлые лица". Девчонки в модных асимметричных юбках или брючках, в светлых нарядных блузочках, парни в строгих костюмах. И никаких голых пупков, татуировок или пирсинга. И вообще на последний звонок все девушки приходят в строгих темных платьях и белых нарядных с кружевами передниках. Вопрос о том, нужна ли школьная форма, здесь не стоит. Пока девятиклассники писали диктант "Родная земля", от усердия иногда пошмыгивая носами, я могла рассмотреть и их, и кабинет, где происходил экзамен. До зеркального блеска отмытые окна, за которыми носились ласточки. Распахнутые фрамуги. Каждый ученик за отдельным столом. На стенах портреты классиков белорусской литературы от Якуба Коласа и Янки Купалы до Андрея Макаёнка и Василя Быкова. После экзамена мне показали школьные музеи. Их четыре! А еще есть экологический центр и картинная галерея, размещенная в учительской и состоящая из пейзажей выпускницы школы народной художницы Маляревич. Она подарила родной школе десять своих полотен. Так что было на что посмотреть. Ни дня без строчки
В 2003 году в школе создан информационно-методический центр с компьютерами и видеомагнитофоном. Получен доступ в Интернет. Открыт сайт Велятичской средней школы, начала работать электронная почта. И Дмитрий Александрович почти в 60 лет засел за компьютер. Взяв девизом слова Юрия Олеши "Ни дня без строчки", он начал создавать в Интернете книгу для учителей. Записывал каждый вечер мысли и размышления о жизни, о школе, о профессии педагога. Когда я зашла на этот сайт, меня поразила широта взглядов этого человека. Он способен восхищаться замечательным рожком Луны в первой четверти фазы и испытывать от его красоты истинное наслаждение. Он призывает педагогов помнить, что ученик - не сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно возжечь. Он скорбит по поводу ухода из жизни его первого ученика Кости Климчика. И, конечно, на его сайте очень много стихов. У него своя градация поэтов. Среди величайших - Пушкина, Лермонтова, Есенина, Ахматовой, стоит и Высоцкий. Его Дмитрий Александрович много цитирует и считает поэтом-пророком, находит в его стихах предвидения и бесланской трагедии, и таиландского цунами. Когда сняли с работы недруга из районо, записывает, что никогда не бросал камней вслед поверженному и что "надо стараться работать добросовестно не для начальства, а для детей и благородного дела, которому мы служим". День за днем описывает Костенич жизнь родной школы, и мне хочется привести одну такую запись... "Сегодня в школе был день ученического самоуправления. "Власть взяли" учащиеся 11-го класса. Это одна из наших традиций. Учком провел линейку, на которой были представлены новые руководители и учителя только на сегодняшний день. Ребята включили музыку, учительскую превратили в комнату отдыха для учителей. Там работал видеомагнитофон, накрыли стол для чая. В школе абсолютная тишина. По коридорам с озабоченным видом промчалась новая завуч - Хмелевская Юлия Александровна из И "Б" класса. В учительскую за классным журналом степенно зашел вечно шаловливый Ходос Сережа. Вот о чем-то озабоченно советуются сестрички-близняшки Катя и Оля Кобо и Леончик Наташа. Сегодня они учителя в начальных классах. Катя и Оля подготовили и передали в музей "Время и мы" самую большую родословную - бумажная лента из обоев больше чем на десять метров. Я уверен, что и на уроке с малышами они справятся. Заглянул в библиотеку. Ученики 10 "А" класса помогают своему классному руководителю Людмиле Алексеевне Мельник разбирать подарок - 400 книг из России. Очень много замечательных книг, нужных и учителям, и учащимся"... В информационно-методическом центре на стене висит огромный плакат со словами Матери Терезы. По жанру это. пожалуй, стихи в прозе. Это 18 определений понятия жизнь. Не буду приводить их все, вот только первые: Жизнь - это возможность, используй ее. Жизнь - это красота, восхищайся ею. Жизнь - это мечта, осуществи ее. Жизнь - это вызов, прими его. Жизнь - это долг, исполняй его. По-моему, Дмитрий Александрович Костенич живет по всем этим заповедям. И восхищается жизнью, и использует ее возможности, и осуществляет мечты, и исполняет долг. Заключение
Из Велятичей меня увозил в Борисов сын Костенича Андрей Дмитриевич, разительно похожий на стройотрядовское фото отца и русыми кудрями, и вьющейся бородкой, и ясным взором голубых глаз. По дороге рассказал, что, конечно же, мог бы найти работу в Борисове, где живет его семья, но не в состоянии расстаться с родной школой. Вспомнил забавный случай. По весне появился в Велятичах молодой аист. Явно перезимовал где-то у людей, не боялся их. Увидит, что дети идут в школу, слетит, пристроится в затылок и вышагивает за ними. И так изо дня в день. Уже и дети к нему привыкли. Но в последнее время исчез, говорят, его видели на дальних полях. Я понимаю этого аистенка, ему тоже захотелось ходить в такую отличную школу. Я окончила образцовую первую школу в Гродно. У нас уже в 50-е годы были кабинеты по физике и химии. Нас фотографировали для выставок в Женеве, Бирме и Вьетнаме. Наши выпускники поступили в лучшие вузы страны - железнодорожного транспорта, физтех, кораблестроительный или, как я и еще многие, в МГУ Но в нашей школе не было и десятой доли увиденного здесь мною. Эх, сбросить бы годков пятьдесят! Я бы с удовольствием поучилась в Велятичской школе! Сайт управляется системой uCoz
|